Фонематический слух как часть речевого слуха
Грамотная, четкая, правильная и лексически богатая речь очень важна для человека. Ее развитие должно начинаться еще с детсадовской скамьи, где воспитатели совместно с родителями обязаны дать ребенку хорошую основу обучения грамоте. Развитие речи должно основываться на фонематическом восприятии.
Понятие речевого слуха
Система человеческого слуха имеет неречевой и речевой слух, как две самостоятельные формы. Первая форма – это способность к ориентированию в неречевых звуках, к которым относятся музыка, мелодии, шумы. Речевой слух – это умение анализировать услышанные звуки речи. При этом происхождение услышанных слов неважно – они могут быть взяты из родного языка или иностранного. Речевой слух может нарушиться вследствие травмы височной области с левой стороны головы. Неречевой же нарушается при травмировании правой височной области.
Речевой слух делят на:
- фонематический – различие, узнавание фонем в речи;
- физический – умение воспринимать звуки разного звучания, высоты и громкости;
- звуковысотный – умение улавливать мелодику речи;
- тональный – умение слышать и повторять изменения тембра голоса;
- ритмический – ощущение внутреннего темпа речи и умение воспроизводить его.
Речевой слух позволяет осуществлять контроль над произносимым текстом, приспосабливаться к тону собеседника, контролировать слуховое восприятие речи и звучание собственного голоса. При нарушениях речевого слуха возникают проблемы обучения чтению и письму.
Что такое фонематический слух?
Как говорилось ранее, фонематическим слухом называют умение человека анализировать и синтезировать речевые звуки, которые обеспечивают восприятие фонем иностранного или родного языка. Фонемами называют минимальные единицы звукового строения языка, за счет которых осуществляется построение и различение морфем, слов и целых предложений.
В фонематическом слухе включены 3 речевые операции:
- Умение распознавать наличие конкретного звука в слове.
- Умение различать слова, где есть одинаковые фонемы, что расположены в разном порядке.
- Умение различать слова, разные по значению, но с одинаковым или близким звучанием.
Каждый известный нам язык имеет собственный набор фонематических признаков, что создает их звуковую структуру.
Как развивается речевой слух у дошкольников?
Формирование речевого слуха у детей происходит еще в дошкольном возрасте. Этот период характеризуется активным усвоением разговорного языка, формированием и всесторонним развитием речи. Раннее обучение родному языку – главное условие в решении задач умственного и нравственно-эстетического воспитания. И чем раньше начать обучение речевому развитию, тем проще ребенку в дальнейшем будет пользоваться правилами родного языка.
У развития речевого слуха есть несколько задач:
- Воспитание звуковой культуры речи.
- Расширение словарного запаса и его активизация.
- Формирование грамматического построения речи.
- Привитие навыков связной речи.
Все эти задачи должны решаться в дошкольном возрасте. Однако на каждом этапе методика обучения меняется, а содержание речевой работы усложняется. Кроме того, в каждой задаче есть свой круг проблем, которые нужно решать своевременно. Ведь если не делать этого, неправильное развитие речи приведет к сложностям в воспитании и обучении, нарушится психическое развитие ребенка, что включает и память, и мышление, и воображение.
Владеть языком – значит, уметь общаться с людьми, понимать общество. В возрасте 2-х лет речевой слух развит недостаточно – малыш произносит отдельные слоги и звуки. Однако речи как таковой еще нет.
К 3 годам малыш все еще плохо говорит, он меняет слоги в словах, путает звуки, сокращает слова или пропускает в них фрагменты. К четырем годам удлиняется структура слов с большим количеством слогов. Порой заметна замена звуков. В 5-6 лет дошкольник говорит четко, воспроизводит правильную структуру слов.
Но все это возможно, если у малыша хорошо развит речевой слух. В противном случае у детей определяют нарушение формирования произношения из-за дефектов воспроизведения и восприятия фонем. Более того, недоразвитие фонематического слуха приводит к невозможности совершать звуковой анализ слов.
Развитие речевого фонематического слуха у дошкольников осуществляют посредством дидактических игр, различных упражнений, занятий. Конечно, лучше, если этим будут заниматься педагоги. Но и родительская работа будет к стати. Но главное, если есть проблема с речевым слухом ребенка, не стоит пускать ее на самотек – серьезно займитесь ее решением самостоятельно или с помощью педагогов.
Комментарии ()