Теги: Развитие речи

Артикуляционная гимнастика для детей от 3 до 7 лет

Артикуляционная гимнастика – комплекс специальных упражнений, который при регулярном использовании позволяет человеку развить и улучшить свои навыки владения речью. Существует артикуляционная гимнастика для взрослых и детей. Соответственно, основное применение её – профессиональные сферы, требующих хорошего владения речевым аппаратом (вокал, журналистика, преподавательская деятельность и т.д.) и педагогика. Базовое владение речью является обязательным навыком для адаптации в социуме, поэтому родителям стоит уделить развитию речи своего ребёнка достаточно внимания.

Артикуляционная гимнастика для детей

Механизмы гимнастики

Артикуляционная гимнастика для детей направлена на укрепление мышц языка, губ, щёк и нижней челюсти. Для корректной речи важно правильно освоить управление движениями органов, участвующих в артикуляции звуков. С этой целью используются последовательности и сочетания простых движений, задействующих мимический аппарат нижней части лица.

Мы приведём несколько простых последовательностей движений, условно разделённых по наибольшей задействованности разных органов. Эти движения в разных обрамлениях и сочетаниях встречаются в большинстве картотек артикуляционных гимнастик для детей. Подобные упражнения можно практиковать в детском саду или дома, в групповых и индивидуальных занятиях.

Презентация артикуляционной гимнастики

Музыкальное сопровождение идет ниже слайдов. Включайте любимые ваши песни!

Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация

Упражнения для губ:

  • мягкое прикусывание или «всасывание» губ
  • вытягивание губ в трубочку
  • подъём верхней губы
  • выпячивание или оттопыривание нижней
  • размыкание губ при сомкнутых зубах
  • «протыкание» языком попеременно верхней и нижней губы

Для щёк и челюстей:

  • широкая улыбка
  • широкое открывание рта
  • массаж щёк
  • надувание и втягивание щёк
  • поочерёдное надувание щёк
  • «протыкание» языком попеременно правой и левой щеки

Для языка:

  • слегка покусывать язык спереди и с боков, улучшая кровоснабжение
  • слегка высовывать и убирать язык, оставляя рот открытым
  • пробовать дотянуться языком до подбородка
  • трогать языком верхнюю губу (или кончик носа, если получается)
  • маятникообразные движения языком от одного уголка губ к другому
  • движение кончиком языка по нёбу
  • цоканье языком

Упражнениям для языка следует уделить особое внимание – это основной орган артикуляции, и способность правильно напрягать и расслаблять язык сильно влияет на качество произносимых слов.

Большинство упражнений можно и нужно чередовать и расширять, сливая простые движения в более сложные комплексы – для отработки сочетаний движений и более тонкой настройки речевого аппарата, необходимой для скоординированной и красивой речи. Так, к примеру, плавным соединением «протыканий» языком щёк и губ можно образовать упражнение кругового движения языка впереди зубов, усиливающее кровообращение губ и языка. Также можно добавлять к упражнениям различные звуки – например, к вытягиванию губ трубочкой подойдёт произнесение звука «у».

Возраст начала гимнастики

Формирование основной базы артикуляционных навыков происходит у детей примерно к четырём годам – именно к этому времени происходит полное физиологическое формирование нужных мышц. Чтобы у ребёнка не возникало психологических проблем из-за речевых дефектов и необходимости исправлять их в более позднем возрасте, следует обратиться к логопеду при первых признаках неправильного освоения звуков. Но делать это имеет смысл не раньше четырёх лет – до этого возраста трудно оценить, насколько велика погрешность в звукоизвлечении.

Однако артикуляционную гимнастику в разных проявлениях можно практиковать, начиная с самого раннего возраста. По сути, стремление младенца попробовать всё «на зубок» и первые звуковые разговоры с ним с упором на гласные – часть естественного освоения и подготовки речевого аппарата к будущему говорению. Поэтому начинать заниматься примитивной артикуляционной гимнастикой можно, начиная с одного года.

Системы упражнений артикуляционной гимнастики для детей младшего возраста чаще всего носят игровой характер – путём эмоционального вовлечения ребёнка в процесс улучшение дикции достигается быстрее, чем через фиксацию детского внимания на необходимости результата. Последнее чаще, напротив, тормозит прогресс, поскольку при наличии речевых недостатков и осведомлённости о них ребёнок чувствует себя уязвимо. В такой ситуации, не получая немедленного улучшения, он может впасть в отчаяние и демонстрировать отторжение от занятий. Поэтому очень важно показывать ребёнку, что ваша любовь и радость от его присутствия в вашей жизни никак не зависит от его умений. Ощущение безопасности и комфорта во взаимодействии с вами освободит психику ребёнка для осуществления им позитивных изменений.

Советы по организации процесса

Во время исполнения артикуляционных упражнений желательно использовать большое зеркало. Это связано как с необходимостью контроля ребёнком правильности выполнения упражнений, так и с тем, что это даст ему комплексное восприятие производимых звуков, внешнего их проявления и ощущений своего тела.

Приучать ребёнка к гимнастике нужно постепенно. Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики обычно достаточно обширны, и не стоит стремиться выполнить какой-то из них полностью. Для начала сосредоточьтесь на нескольких упражнениях. Можно показать ребёнку все известные вам и ограничиться теми, которые вызывают у него наибольший энтузиазм. Важно замечать реакцию ребёнка на каждое упражнение, почаще останавливаясь на тех, которые он делает с особым удовольствием. Начиная с нескольких минут, постепенно вводите новые упражнения и доводите длительность занятия до 15-20 минут – но не дольше, чтобы избежать перенапряжения и рассеивания внимания.

Не нужно пытаться сделать всё «правильно» – этим стремлением и чрезмерной серьёзностью можно перенапрячь и себя, и ребёнка. Сфера речевого развития позволяет использовать фантазию и проводить время не только с пользой, но и с удовольствием. Используйте краткие стихи и картинки и постарайтесь сделать занятия интересными и смешными. Просто расслабьтесь вместе со своим ребёнком и почувствуйте себя в детстве, где можно корчить рожицы, кривляться и смеяться, не опасаясь потерять лицо.



comments powered by HyperComments