1 нравится голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос
Теги: Логопедия

Профилактика речевых нарушений

Профилактика речевых нарушений у детей-дошкольников.

Как предупредить речевые нарушения у дошколят?

Развитие речи

Сегодня логопеды всего мира бьют тревогу – детей с нарушением речи становится все больше. Более того, появляются дети, которые вовсе не могут говорить. Причинами этого явления становятся многие факторы: это и травмы при родах, и патологическое течение беременности, и напряженная обстановка в семье, и мозговая дисфункция, и нарушения работы ЦНС и прочие, о которых будет сказано немного позже. К сожалению, таких деток в специализированные ДОУ принимают уже после 5 лет, когда самый значимый возраст, в котором исправить речевые нарушения гораздо легче, - а это 3-5 лет, - оказывается упущенным. Поступая в школу, такому ребенку учеба дается сложнее, у него возникают проблемы с обучением письму, чтению. А ведь предупредить все это можно было раньше, еще в раннем возрасте, ведь профилактика речевых нарушений может осуществляться практически с пеленок.

Почему возникают речевые нарушения?

Часто родители недоумевают, по какой причине у их ребенка возникло речевое нарушение. Как говорилось выше, причин может быть много, основные из них такие:

  1. Нехватка речевого общения. Эта проблема наблюдается и в вполне благополучных семьях. Ведь родители часто оставляют малышей перед телевизором или один на один с игрушками, отправляясь заниматься своими делами. В такие моменты ребенок речь слышит, однако для полноценного ее восприятия он должен еще и видеть артикуляцию – правильную, четкую, неторопливую. Без этого научиться говорить правильно практически невозможно.
  2. Недостаточное развитие мышечной системы артикуляционного аппарата. Мышцы, отвечающие за произношение звуков, успешно развиваются во время грудного вскармливания. Но если мама прекратила ГВ рано, у ребенка нет возможности «насосать» нужные мышцы. Отсюда и речевое нарушение, проявляющееся в неумении выговаривать звуки, шепелявости и т.д.
  3. Снижение слуха. Те дети, которые с раннего возраста подвергаются частым простудным заболеваниям, отитам, которых регулярно лечили антибиотиками или они были рождены раньше времени риск снижения слуха достаточно велик. При этом степень снижения слуха бывает разной – от откровенной тугоухости до еле заметного снижения, которое определяется лишь во время аппаратных исследований. Следствием снижения слуха является неправильное формирование речи из-за того, что ребенок не расслышал слова и интерпретировал их на свой лад, а это влечет за собой неправильное построение предложений. В дальнейшем возникают проблемы с грамматикой, развитием речи и ее пониманием в целом.
  4. Недостаточное развитие речевого слуха. Фонематический слух позволяет ребенку научиться различать звуки. Если возникли какие-либо нарушения в формировании фонематического слуха, ребенок не может полноценно воспринимать речь, понимать ее и произносить слова. В будущем из-за этого появляются проблемы с письмом.
  5. Нарушения или патологии строения артикуляционного аппарата, например, короткая уздечка языка, отсутствие зубов, неправильный прикус. С этими проблемами поможет справиться ортодонт.

Среди других причин речевых нарушений отмечают:

  • внутриутробную патологию плода;
  • сложные, затяжные или слишком стремительные роды;
  • генетическую предрасположенность;
  • нарушение речи, как следствие тяжелых заболеваний, перенесенных малышом в младенчестве;
  • общение с людьми, у которых диагностировано нарушение речи – срабатывает фактор подражания взрослым;
  • неблагоприятные социальные и бытовые условия;
  • ухудшение экологической обстановки;
  • следствие сильного стресса или испуга.

Если говорить о логопедии, то специалисты выделяют такие причины:

  • фонетико-фонематическое речевое недоразвитие (ФФНР);
  • нарушение выговаривания отдельных звуков (ФНР);
  • общее недоразвитие речи (ОНР).

Рассмотрим каждое логопедическое нарушение отдельно.

Фонетико-фонематическое речевое нарушение

ФФНР – нарушение процессов, отвечающих за формирование системы произношения слов родного языка у дошкольников с расстройствами речи, возникающих из-за дефектов восприятия и произношения фонем при нормальном интеллектуальном и слуховом развитии. Дети с ФФНР:

  • одним звуком заменяют один или несколько других;
  • сложные звуки заменяют более простыми;
  • употребляют целый ряд звуков в разных словах, причем их употребление носит неустойчивый характер.

При коррекции ФФНР работа логопедов направлена на:

  1. Развитие произносительных навыков.
  2. Формирование восприятия фонем, развитие навыков анализа, синтеза звуков.
  3. Понимание морфологического состава слова, изменение сочетаний слов в предложениях.
  4. Формирование умения правильно составлять предложения разной сложности.
  5. Работа над связной речью посредством рассказов и пересказов.
  6. Обогащение словаря, для чего могут использоваться способы словообразования.

 С ФНР ситуация обстоит похожим образом, и работа логопеда практически не отличается от работы с ФФНР.

Общее речевое недоразвитие у детей

ОНР представляет собой серьезное расстройство речи, при котором нарушено развитие и построение всех компонентов речевой системы, то есть и фонетики, и смысловой стороны, к которой относятся лексика и грамматика.

ОНР – комбинированное нарушение. Подобно речевое недоразвитие отрицательно отражается на развитии, а также формировании главных психических функций. Дети с ОНР менее внимательны, они не могут распределять его максимально продуктивно, их память неустойчива, запоминание минимально, а словесно-логическое мышление отстает в развитии. Если вовремя не начать специальное обучение, детям с ОНР сложно освоить анализ и синтез, приемы сравнения и обобщения. У таких деток часто отмечают нарушения в движениях.

Что делать, если ребенок говорит неправильно?

Ежедневно общаясь со своим ребенком, родители могут замечать разные грамматические ошибки речи:

  • неправильные окончания имен существительных, называемых во множественном числе и родительном падеже (семечков, креслов, кофточков, лопатков); неодушевленных имен существительных мужского рода, сказанных в предложном падеже (в поле, в роте, на шарфе);
  • склонение имен существительных, которые склонять нельзя (кенгуров, в пальте);
  • ошибки в основе глаголов (ехаю, искаю, даваю);
  • неправильное называние рода имен существительных (один яблоко, это мой книга);
  • ошибки в прилагательных, обозначающих сравнительную степень (хужее, твердее);
  • ошибки в склонении числительных (пойду с двоями, кошка с три котятами).

Если ошибки случайны, не стоит уделять им внимание ребенка, не акцентируйтесь на них. Если подобные ошибки постоянны, их нужно исправлять, поскольку если этого не делать, речь ребенка будет оставаться неправильной очень долго. Однако над речевыми ошибками малыша смеяться нельзя, так же как и дразнить его или высмеивать его неудачное произношение.

Взрослые не должны относиться к неправильному произношению слов ребенком, как к анекдоту, тем более пересказывать неудавшиеся слова другим в присутствии самого малыша. Дети любят, когда им удается рассмешить взрослых, а потому начинают коверкать слова целенаправленно. Очень скоро это перерастает в привычную речь, исправить которую очень сложно.

Позднее развитие речи у ребенка должно насторожить взрослых. Не ждите, пока малыш «выговорится». Так можно упустить важный момент для полноценного речевого развития, который припадает на возраст 3-5 лет. Исправить речевую патологию поможет логопед и медикаментозное лечение при условии, если проблема будет замечена своевременно.

Раннее развитие речи тоже не совсем полезно. Часто дети, которые в полуторагодовалом возрасте начинают говорить связными осмысленными предложениями, становятся гордостью родителей. Однако такие дети вскоре становятся слишком беспокойными, они плохо спят, им снятся кошмары. В чем причина? Все дело в несовершенстве детской психике, которая просто не может справиться с потоком новой информации. Поэтому таким детям необходим отдых и свобода от лишних впечатлений.

В чем заключается профилактика речевых нарушений у детей?

Профилактикой называют комплекс мер по предупреждению нарушений речи. Перед профилактикой речевых нарушений у детей стоят такие задачи:

  1. Предупреждение нарушений речи – первичная профилактика.
  2. Предупреждение перехода несерьезных речевых нарушений в хроническую форму и профилактика последствий патологии речи – вторичная профилактика.
  3. Социально-трудовая адаптация тех, кто страдает нарушением речи – третичная профилактика.

В ДОУ занимаются первичной и вторичной профилактикой, поэтому подробно рассмотрим только эти задачи.

Первичная профилактика речевой патологии

Профилактика речевой патологии основывается на социальном, педагогическом и психологическом предупреждении нарушений психических функций. Начинать подобную профилактику можно еще до рождения малыша, когда женщине, что уже носит под сердцем ребенка, создают благоприятные условия, исключая стрессы, нервные ситуации и т.д. Не менее важна генетическая консультация будущих родителей, которая поможет исключить или вовремя обнаружить патологические отклонения в нервно-психическом и речевом развитии крохи. Если обнаруживается вероятность определенной патологии, с родителями беседуют о признаках заболевания и методах профилактики наследственных заболеваний.

На генетическое консультирование обычно отправляют семьи, в которых:

  • уже есть ребенок с дефектами речи;
  • у родителей диагностирована умственная отсталость, шизофрения, нарушение слуха;
  • женщина, будучи беременной, перенесла острую форму инфекционного заболевания, страдала от сильного токсикоза;
  • наблюдается передача патологии по мужской или женской линии.

К профилактике относят диспансеризацию беременной, страдающей хроническими заболеваниями, и периодическую госпитализацию будущей матери с отрицательным резус-фактором.

Невероятно важно определить нарушения речевого развития у детей в младенческом возрасте, а не когда ребенок пойдет в школу. У малышей исправить патологию гораздо легче. Если говорить о младенчестве, то детки, которые перенесли тяжелые роды и получили серьезные травмы, нуждаются в диспансеризации, с помощью которой диагностируют и предупреждают речевые патологии. Врачи, специалисты в области логопедии, совместно с педиатрами проводят осмотр и обеспечивают комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий при необходимости.

Даже если ребенок в первый год жизни кажется здоровым, а в его карте нет никаких замечаний по этому поводу, его все равно нужно показать психоневрологу, окулисту, ортопеду, педиатру, лору. В 2 года обязателен осмотр у стоматолога, а в 3-5 лет ко всем перечисленным специалистам добавляется логопед. Профилактические осмотры у этих специалистов позволяют вовремя выявить патологии речи, что значительно увеличивает шанс на проведение успешной оздоровительной и коррекционной работы.

К прочим профилактическим мерам речевых патологий относят:

  • ограничение общения ребенка младшего возраста с людьми с нарушениями речи;
  • профилактику нервно-психических нарушений, стрессов у ребенка;
  • чтение литературы, разучивание стихотворений, загадок, скороговорок;
  • занятия артикуляционной гимнастикой;
  • развитие мелкой моторики пальцев;
  • обеспечение благоприятной обстановки дома.

Но главное – говорите с ребенком на одном языке, пока он не усвоит основные правила и нормы речи.

Вторичная профилактика речевых нарушений

Речевые нарушения негативно отражаются на психическом развитии малыша, его поведении и формировании личности. Если у ребенка отмечаются глубокие патологии речи, то под угрозой становится его умственное развитие. Если речевое недоразвитие было обнаружено перед поступлением в школу, проблему нужно решать незамедлительно, иначе ребенок не сможет получать информацию из школьной программы в полном объеме, и тем более воспринимать или запоминать ее. В таком случае ставится вопрос о целесообразности поступления ребенка в учебное заведение. Порой малышу и родителям дается отсрочка на год, чтобы за это время они скорректировали речь при помощи логопедов и врачей. Однако чаще такие дети посещают спец. Д/С.

С детьми, у которых диагностировано тяжелое речевое нарушение, нельзя общаться жестами, так как это вредит психическому и, собственно, речевому развитию ребенка. Если малыш не хочет говорить, то близкие, окружающие его, должны чаще с ним разговаривать – так у крохи наберется необходимый запас слов, которыми он сможет в дальнейшем пользоваться. Но если говорить в общем, то вторичная профилактика речевых нарушений направлена на предотвращение вторичных расстройств.

Каждый родитель должен понимать, что коррекцией речевых нарушений должен заниматься логопед. Самостоятельные занятия в этом случае могут сильно навредить, ведь кроме специалистов никто не знает, как устроен речевой аппарат, и каким образом он поддается корректировке. Кроме того, успешной работа по профилактике нарушения речи будет лишь тогда, когда логопед руководствуется всеми данными о развитии ребенка (физическом, психическом, умственном, речевом и т.д.), опираясь на возрастные нормы развития. А эффективность от занятий  с логопедом будет выше, если в профилактике речевого нарушения у ребенка будут участвовать и родители, и педагоги, и медики.



Комментарии ()