1 нравится голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос
Теги: Логопедия

Почему возникает нарушение звукопроизношения у детей?

Почему возникает нарушение звукопроизношения у детей?

Нарушение звукопроизношения у детей подразумевает стойкие отклонения в речевом развитии от нормы, которые присущи каждому ребенку в индивидуальном порядке. Причин дефектов речи множество, и для их устранения необходима специальная помощь логопеда, так как самостоятельно это устранить невозможно.

Причины нарушения произношения

Каковы причины нарушения произношения звуков?

Характеристика причин, что влияют на развитие речи дошкольников, следующая:

  1. Плохо развит слух.
  2. Слабое восприятие звуков.
  3. Патологическое нарушение, влияющее на артикуляторный аппарат.
  4. Неразвитость, обусловленная недостаточным вниманием со стороны родителей, которые не проводили развивающие занятия с ребенком.

Нарушения в области органов слуха с раннего возраста негативно сказываются на восприятии слов и разделение их на составляющие. Если нарушена дифференциация, звуки улавливаются в полной мере, но различие их друг от друга невозможно. Шипящие в таком случае кажутся одинаково звучащими. Это в дальнейшем может послужить восприятием только одних слогов, без понимания их различия. Если вовремя не оказать логопедическую помощь, этот недуг может сказаться на письменном развитии. По этим причинам в возрасте 4 лет следует обязательно пройти с ребенком проверку по слуховой дифференциации, чтобы в срочном порядке исправить положение до поступления в первый класс.

Нарушения звукопроизношения детей со стертой дизартрией является препятствием на пути произношения и восприятия речевых слогов. Это зависит от неправильного строения челюсти, где небо расположено низко, что не позволяет детям выговорить звучащие буквы. Низкая подвижность языка и губ не позволяет при произношении расположить артикулярные органы в должном расположении.

Не оказанное должное внимание родителями, а также невнимательность к произношению букв и слогов ребенком приводят к дефекту речи, переводя его в более запущенное состояние. Главными причинами бессвязной речи являются:

  1. Быстрое произношение речи родителями, без возможного ее понимания ребенком.
  2. Разговоры взрослых на разных языках также могут сказаться на дальнейшем произношении и овладении речевой грамоты.
  3. Если один из родителей имеет речевой дефект, его произношение может неправильно сформировать речевую форму дошкольника.
  4. Несвоевременная поправка неправильно произносимых фраз негативно сказывается на восприятии звуков и на дальнейшем построении словосочетаний.
  5. Пребывание детей в семье, где словосочетания не имеют четко поставленной пунктуации, негативно сказывается на речи вследствие его подражания взрослым.

Не исключены случаи, когда не одна, а сразу несколько из вышеперечисленных причин влияют на произношение.

Логопедическая помощь

На занятиях, помогающих дошкольникам правильно сформировать речь, используются такие навыки: моторика речевых органов, координация, ориентирование в пространстве. Логопедическая работа нарушения звукопроизношения у детей состоит из формирования соответствующих понятий каждой из букв. На базе представлений об окружающих предметах базируется правильная постановка слогов и словосочетаний.

В занятия также включена дыхательная разминка ЛОР-органов, так как возможное нарушение в данной области препятствует произношению звуков, окрашивая их в более низкую тональность. По этой причине замечаются изменения в строении языка, прикуса, неба.

При имеющихся проблемах в лор органах ребенок учится дышать не носом, а ртом, что влияет на развитие стигматизма. В дальнейшем такие дети перенесут неправильное произношении и понимание звукосочетаний в письмо, что существенно скажется на грамотности. Если речь зависит от патологических заболеваний или от анатомических особенностей, используется вестибулярная пластинка, функция которой заключается в устранении аномалий и возможности коррекции произношения звуков.

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Мелкая моторика – активные движения пальцев рук, что положительно влияют на возможность без посторонней помощи держать ложку и ручку, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Если малыш этого не умеет или слабо удерживает один из предметов, можно отметить низкое развитие моторики. Для полноценной работы головного мозга требуются постоянные подвижные игры с задействованием предметов разного размера.

Кроме того, давно доказано, что от степени развития мелкой моторики зависит и качество речи дошкольника. Поэтому педиатры и логопеды рекомендуют родителям чаще делать своим малышам массаж пальчиков рук и ног – это является отличным стимулятором развития речи.

Рекомендации родителям

В целях профилактики нарушений звукопроизношения у детей, взрослым следует:

  1. Каждый раз при обращении с ребенком внятно произносить словосочетания, разделяя их между собой.
  2. Если в ходе развивающих занятий требуется разучить новое название предмета, его следует несколько раз произнести с выражением, выделяя гласный слог.
  3. Произношение требует коррекции, если оно было сказано неверно. Не следует заострять внимание на одном неправильно сказанном слове, иначе ребенок его перестанет воспринимать.

Детям дошкольникам следует развивать артикуляционный аппарат. Для этого родителям следует подготовить для заучивания небольшой фрагмент скороговорки и, не спеша, проговаривать каждое сложное словосочетание. Если такое задание дошкольнику дается с трудом, можно попробовать развивать артикуляционный аппарат иными способами, к примеру, гимнастикой. Такого рода занятия длятся от 3 до 5 минут.

Проводится коррекция звукопроизношения детей с нарушениями речи в форме игры с повтором 6 раз. В ходе упражнений используются активные игры, требующие повтора движений языком и губами в тандеме с произношением словосочетаний из звонких и глухих звуков. По истечению двух месяцев активных занятий у дошкольника происходит укрепление мышц языка, растягивается подъязычная уздечка, способствующая быстрому постановлению речи.

Не стоит забывать, что нарушение звукопроизношения детей дошкольного возраста зависит от словопроизношения взрослых. Чтобы не иметь проблем с правописанием и звукопроизношением, родителям стоит более тщательно следить за своей речью в семье. Акцент делается на следующие правила: правильно и четко произносить слова и предложения; читать стишки и сказки с выражением и интонацией; детям в старшем возрасте стоит посещать культурные мероприятия, концерты, пьесы.



Комментарии ()