Что должен уметь и знать ребенок в три года?
Вы отметили третий день рожденья своего чада? Поздравляем! С этих пор вы просто не имеете права пребывать в плохом духе, вести пассивный образ жизни, отчаиваться по пустякам. Ребенок в три года становится любознательным, он активно задает вопросы на разные темы, ведь ему интересно знать все обо всем. Но если развитие вашего чада немного отличается от общепринятых норм, представленных в этой статье, не отчаивайтесь – каждый малыш индивидуален, и совсем не обязательно, чтобы ваш малыш знал все то, что знают и умеют дети ваших подруг или знакомых. Так что должен уметь ребенок в три года при нормальном развитии?
Физические достижения
Ребенок в три года должен уметь не только ползать, сидеть, ходить и вставать. Физическое развитие этого возраста предполагает умение:
- удерживать равновесие, стоя на одной ноге или прохаживаясь на носочках;
- без помощи взрослых подниматься/спускаться по лестнице, чередуя ноги;
- перепрыгивать через препятствия небольшой высоты;
- спрыгивать со ступенек;
- хорошо бегать;
- ловить/бросать предметы;
- ездить на трехколесном велосипеде;
- подниматься на горку и спускаться с нее;
- бить ногой по мячу (сначала одной, а потом другой);
- ходить задом наперед;
- кувыркаться вперед/назад.
Ребенок в три года очень активен, энергичен, подвижен. Он прекрасно контролирует свои движения, его координация уже развита окончательно. Очень важно в этот период энергичность малыша направить в нужную степь: можно сдать кроху в секцию, где он будет развиваться физически. Не стоит сидеть дома! Позвольте ребенку больше времени проводить на улице за активными играми – это очень полезно для его развития, играйте с ним в мяч, водите в бассейн, катайтесь на велосипедах, толокарах или самокатах.
Эмоциональное и социальное развитие трехлетнего ребенка
В три года ребенок начинает остро нуждаться в общении с другими детьми, ему уже недостаточно компании из родственников и родителей. Он прекрасно ладит со сверстниками, с удовольствием посещает детский сад. Препятствовать его общению с другими детьми не стоит, так как ребенок таким образом адаптируется в социуме. В три года у малыша начинает формироваться собственная личность, при этом приобретаются важнейшие социальные навыки:
- Осознание своего «Я», понимание значения слова «мое».
- Подражает взрослым.
- С удовольствием общается с другими детьми, знакомиться с ними, играет.
- Умеет разбирать, кто из взрослых родной, а кто близкий человек.
- Его эмоции выражаются осознанно.
- Умеет контролировать свои эмоции.
- Активно фантазирует, придумывает различные истории.
Кроме того, ребенок в три года уже должен уметь здороваться и прощаться, просить прощения. Этот период называют кризисом трех лет: малыш может стать капризным, перестанет реагировать на просьбы родителей, может показывать свое непослушание. Такое поведение – своеобразный способ отстоять свою точку зрения. И наказывать ребенка за его попытки не стоит: взрослый должен знать, как найти компромисс в отношениях, и уметь сохранить доверительные отношения с малышом. Если пытаться добиваться полного послушания, то такой подход может вызвать у ребенка агрессию, недоверие и отсутствие взаимопонимания.
Развитие речи
Ребенок в три года уже должен уметь хорошо разговаривать, причем в его словарном запасе обычно содержится до 1,5 тыс. слов, 500-600 из которых он использует активно. У детей в три года может наблюдаться недоразвитие речи, когда малыш заменяет одни звуки на другие (чаще не выговариваются шипящие звуки и звук [р]). Итак, ребенок в три года должен уметь:
- правильно называть собственное ФИО, имена родителей, родных, близких;
- правильно использует предлоги, составляет предложения из 5-6 слов;
- хорошо запоминает четверостишья, может рассказать стих по памяти, пересказывает небольшие отрывки прозы;
- знакомые предметы знает по названиям, узнает и называет их;
- ребенок должен уметь сочинять описание по картинке длиной в 5 связных предложений;
- может употреблять слова в единственном и множественном числах;
- различает антонимы, знает их значение;
- вступает в беседу, отвечает на заданные ему вопросы;
- интересуется различными явлениями (дождь, туман, снег) и действиями животных, людей, задавая вопросы «что?», «почему?», «зачем?» и т.д.;
- называет знакомые цвета;
- понимает понятия разные-одинаковые;
- сортирует объекту по характеристикам, называя их.
Включите вашему ребенку поучительную сказку Снежная королева Г.Х. Андерсона, она прекрасно подойдет для детей в возрасте от 3-х лет, перейти к аудиосказке.
В разделе, посвященному рисованию для детей, вы найдете множество уроков для детей от 3 лет - https://jliza.ru/risovanie-dlya-detej/.
Детский журнал JLiza содержит большое количество информации для детей 3 лет. Читайте тут - https://jliza.ru/journal-jliza/.
Разговаривать ребенок учится на примере своих родных – чем больше и отчетливей взрослые будут общаться с малышом, тем отчетливей и обдуманней будет его речь. Поэтому, чтобы малыш научился хорошо разговаривать, необходимо читать ему книги, разучивать с ним небольшие стишки или песенки, рассматривать картинки животных, явления природы или другие предметы, описывая их. Например, после очередного похода на прогулку или поездки в развлекательный центр обязательно поинтересуйтесь у малыша, что ему больше понравилось, почему он так решил. Пусть кроха делится своими эмоциями и впечатлениями – это благотворно скажется на речевом развитии.
Развитие мыслительных процессов
Ребенок в три года очень любознателен. Он интересуется всем, что хоть как-то зацепило его внимание. В этом возрасте малыш должен знать, чем отличаются предметы, какой формы, цвета они могут быть и т.д. Он бесконечно задает вопросы о том, куда уходит солнце ночью, почему появляется радуга, почему самолеты летают, а корабли плавают, почему кошки не любят купаться… Все вопросы трехлетнего ребенка не должны оставаться без ответов – постарайтесь удовлетворить детское любопытство любым способом: наглядностью, рассказом, чтением соответствующей литературы, показом мультфильма. Если на какой-то вопрос вы затрудняетесь ответить, предложите крохе отыскать его в энциклопедии или в Интернете.
Развитие мыслительных процессов трехлетнего ребенка имеет следующие результаты:
- Ребенок в три года способен выстраивать простейшие логические цепочки.
- Он должен уметь сравнивать картинки, находить их схожесть и отличия.
- Должен знать, как собирать пазлы из 6-8 деталей, разноуровневую пирамидку, башню из кубиков.
- Должен знать счет до 5, уметь различать 10 цветов, определяет количественное значение один-много.
- Знает названия овощей, фруктов, геометрических фигур, транспорта, времен года и прочее.
- В поле зрения удерживает 3 предмета.
- С легкостью запоминает простые стихи, вспоминает, что происходило вчера.
- Любит рисовать.
- Мыслит творчески, фантазирует.
Взрослея, малыш все больше становится неординарным, творческим. Необходимо поддерживать в нем эти особенности. Занимайтесь с ним лепкой, аппликациями, прогуливаясь по парку (лесу, набережной), собирайте красивые листочки, камушки, желуди, шишки, делайте из них поделки. Таким образом вы поспособствует развитию мелкой моторики ребенка и его аналитическому мышлению.
Комментарии ()