Ребенок в два года: что должен уметь малыш?
Каждый родитель обеспокоен тем, насколько правильно развивается его малыш. Однако конкретных рамок развития не существует, ведь каждый ребенок индивидуален, а значит и развитие у них происходит по-разному: кто-то раньше начинает ходить, а кто-то – болтать. Поэтому не стоит достижения одного ребенка брать за общий показатель развития для другого, ведь то, что с легкостью может сделать один малыш, не всегда под силу другому. Однако также не стоит забывать, что существует общепринятый комплекс навыков и умений, которые должен выполнять и знать ребенок в два года. Что должен уметь малыш в этом возрасте – узнаем из статьи.
Достижения в физическом развитии двухлетнего ребенка
К двум годам у малыша уже достаточно скоординированы движения, они разнообразны. В частности, кроха уже может:
- перешагивать, перепрыгивать препятствия самостоятельно;
- подпрыгивать на месте, удерживая равновесие;
- менять шаг на бег;
- чередовать ноги, спускаясь/поднимаясь по ступенькам/лестнице;
- бросать/ловить мяч, удерживать его двумя руками, бить по мячу ногой;
- держать равновесие, перемещаясь по бордюру, узкой доске;
- танцевать;
- листать книгу, часто захватывая сразу несколько страниц;
- рисовать горизонтальные/вертикальные линии, неровные круги и овалы.
В этом возрасте уметь оценивать свои силы и сопоставлять их со своими желаниями малыш еще не умеет, ведь инстинкт самосохранение и чувство страха у него практически отсутствуют, а потому высок риск серьезного травматизма. Главная задача родителей – следить за действиями крохи и предотвращать опасные ситуации. Но это не значит, что нужно запрещать крохе лезть на лестницу, турник, прыгать, ползать и т.д. Ребенок должен развиваться, просто всегда будьте начеку, чтобы в случае чего успеть подхватить малыша.
Особенности развития мелкой моторики
В 2 года ребенок должен уметь собирать или нанизывать на нить/леску бусины, собирать мелкие игрушки в коробочку, лепить шарики, «колбаски». В двухлетнем возрасте нужно обязательно давать крохе возможность играть с фасолинами, небольшими камешками, ножницами и бумагой и прочими предметами для творчества. Благодаря играм с такими предметами развивается мелкая моторика ребенка. Однако малыш должен заниматься строго под присмотром взрослых – это поможет избежать таких несчастных инцидентов, как проглатывание мелких предметов и их застревание в дыхательных путях.
Итак, что касается мелкой моторики, то двухлетний ребенок должен уметь:
- брать карандаши в руки, удерживать их и рисовать свои первые каракули;
- ножницами резать бумагу (пусть это будет выглядеть неумело, но неудачные попытки в будущем обязательно приведут к успеху);
- застегивать/расстегивать молнию;
- наливать воду в стакан (давайте ребенку только пластмассовую тару) и выливать ее в миску или ведерко;
- строить из песка куличики;
- правильно находить отверстия для предметов;
- пытаться застегивать/расстегивать пуговички.
Для развития мелкой моторики можно изготовить стенд, на котором прикрепить различные замочки, крючочки, молнии и пуговицы, шнурки и липучки, бусины и прочие интересные и полезные детали. С такой игрушкой ребенок будет заниматься долго и с удовольствием.
Достижения в речевом развитии
Что касается речевого развития, то здесь всегда возникают споры. Один ребенок к двум годам уже может уметь наравне с взрослыми рассказывать стихи, знать счет до 10, поименно каждого близкого родственника и полный адрес проживания, а другой кроме как «мама» и «папа» ничего не говорит. Во втором случае об отклонении в развитии говорить нельзя – из-за множества факторов влияния такое речевое развитие считают нормой.
В 2 года малыш должен знать порядка 200 слов. Его речевые навыки совершенствуются, а проявляется это в следующем:
- ребенок использует слова-заменители, звукоподражание, которым он пользовался ранее, заменяет правильным произношением;
- копирует речь взрослых, не понимая значения слов;
- это возраст «почемучек» - дети активно интересуются, «что это?», «почему так происходит?» и т.д.;
- часто говорит о себе в третьем лице;
- может составить предложения минимум из 3 слов;
- высказывает свои мысли, причем делает это связно;
- умеет различать антонимы;
- называет предметы, изображенные на картинке, может составить их описание;
- знает свое имя и имена близких людей.
Очень важно обращаться к ребенку четко, не сюсюкать и не коверкать слова. Если знакомите малыша с новым словом, обязательно раскрывайте его смысл понятным для крохи языком.
Эмоциональное развитие
С наступлением двухлетнего возраста малыш активно интересуется другими детьми, пытается общаться с ними, вступать с ними в игру, беседу. Многие дети двухлетнего возраста становятся более активными, разговорчивыми и коммуникабельными, начинают уметь вступать в коллективные игры, принимая правила забав. Родители обязаны помогать малышу знакомиться с другими детками, хвалить его за хорошие поступки, учить общаться со сверстниками. Такие действия помогут ребенку быстрее влиться в детский коллектив, ему будет легче контактировать с новыми детками, воспитателями, няней. В этот возрастной период очень важно приучить малыша к распорядку дня.
Итак, правильное эмоциональное развитие двухлетнего ребенка заключается в следующем:
- малыш эмоционально уравновешен;
- его настроение хорошее в течение дня или, если его действия увенчались успехом;
- неудачные попытки сделать что-то вызывают недовольство, отказ повторять действие;
- требует недозволенное, настаивает на своем, упрямится;
- на просьбы взрослого отвечает капризами и криками;
- не признает незнакомцев;
- плачет, если мама уходит или его кто-то обидел;
- общаясь с близкими и любимыми людьми искренне радуется, проявляет яркие эмоции.
В двухлетнем возрасте дети часто позволяют себе капризы, если взрослые не хотят делать того, что вздумалось малышам. Если истерика не проходит, следует отвести малыша от раздражителя и отвлечь его интересным занятием, игрушкой. Объект истерии скоро забудется, и веселое настроение вернется.
Когнитивное развитие
Ребенок двух лет должен уметь и знать следующее:
- понимать речь, сказки для своего возраста;
- копировать движения животных, любимых игрушек;
- узнавать предметы на картинках, если они знакомы, называть их;
- собирать головоломки из 3-4 частей;
- знать и понимать счет от 1 до 3;
- показывать свой возраст на пальчиках;
- различать детей как мальчиков и девочек.
Развитие социально-бытовых навыков
Двухлетний возраст – попытка стать самостоятельным, и не стоит эту попытку подавлять. Помогать малышу нужно тогда, когда он действительно не может справиться с заданием, при этом важно объяснить и показать, как правильно это нужно сделать. В противном случае уметь быть самостоятельным у ребенка не получится, да и не захочет он делать все сам. А зачем? Ведь у него есть взрослые, которые всегда сделают все вместо него.
В 2 года кроха должен знать и уметь:
- как держать ложку, кушать аккуратно;
- умывать лицо и руки;
- пытаться чистить зубы;
- надевать варежки, шапку и носки;
- пытаться надеть колготы, шорты или штаны, кофту, ботинки;
- контролировать физиологические потребности: просится или сам ходит на горшок.
Комментарии ()