Ребенок в два года: что должен уметь малыш?

Каждый родитель обеспокоен тем, насколько правильно развивается его малыш. Однако конкретных рамок развития не существует, ведь каждый ребенок индивидуален, а значит и развитие у них происходит по-разному: кто-то раньше начинает ходить, а кто-то – болтать. Поэтому не стоит достижения одного ребенка брать за общий показатель развития для другого, ведь то, что с легкостью может сделать один малыш, не всегда под силу другому. Однако также не стоит забывать, что существует общепринятый комплекс навыков и умений, которые должен выполнять и знать ребенок в два года. Что должен уметь малыш в этом возрасте – узнаем из статьи.

что должен уметь малыш в 2 года

Достижения в физическом развитии двухлетнего ребенка

К двум годам у малыша уже достаточно скоординированы движения, они разнообразны. В частности, кроха уже может:

  • перешагивать, перепрыгивать препятствия самостоятельно;
  • подпрыгивать на месте, удерживая равновесие;
  • менять шаг на бег;
  • чередовать ноги, спускаясь/поднимаясь по ступенькам/лестнице;
  • бросать/ловить мяч, удерживать его двумя руками, бить по мячу ногой;
  • держать равновесие, перемещаясь по бордюру, узкой доске;
  • танцевать;
  • листать книгу, часто захватывая сразу несколько страниц;
  • рисовать горизонтальные/вертикальные линии, неровные круги и овалы.

В этом возрасте уметь оценивать свои силы и сопоставлять их со своими желаниями малыш еще не умеет, ведь инстинкт самосохранение и чувство страха у него практически отсутствуют, а потому высок риск серьезного травматизма. Главная задача родителей – следить за действиями крохи и предотвращать опасные ситуации. Но это не значит, что нужно запрещать крохе лезть на лестницу, турник, прыгать, ползать и т.д. Ребенок должен развиваться, просто всегда будьте начеку, чтобы в случае чего успеть подхватить малыша.

Особенности развития мелкой моторики

В 2 года ребенок должен уметь собирать или нанизывать на нить/леску бусины, собирать мелкие игрушки в коробочку, лепить шарики, «колбаски». В двухлетнем возрасте нужно обязательно давать крохе возможность играть с фасолинами, небольшими камешками, ножницами и бумагой и прочими предметами для творчества. Благодаря играм с такими предметами развивается мелкая моторика ребенка. Однако малыш должен заниматься строго под присмотром взрослых – это поможет избежать таких несчастных инцидентов, как проглатывание мелких предметов и их застревание в дыхательных путях.

Итак, что касается мелкой моторики, то двухлетний ребенок должен уметь:

  • брать карандаши в руки, удерживать их и рисовать свои первые каракули;
  • ножницами резать бумагу (пусть это будет выглядеть неумело, но неудачные попытки в будущем обязательно приведут к успеху);
  • застегивать/расстегивать молнию;
  • наливать воду в стакан (давайте ребенку только пластмассовую тару) и выливать ее в миску или ведерко;
  • строить из песка куличики;
  • правильно находить отверстия для предметов;
  • пытаться застегивать/расстегивать пуговички.

Для развития мелкой моторики можно изготовить стенд, на котором прикрепить различные замочки, крючочки, молнии и пуговицы, шнурки и липучки, бусины и прочие интересные и полезные детали. С такой игрушкой ребенок будет заниматься долго и с удовольствием.

Достижения в речевом развитии

Что касается речевого развития, то здесь всегда возникают споры. Один ребенок к двум годам уже может уметь наравне с взрослыми рассказывать стихи, знать счет до 10, поименно каждого близкого родственника и полный адрес проживания, а другой кроме как «мама» и «папа» ничего не говорит. Во втором случае об отклонении в развитии говорить нельзя – из-за множества факторов влияния такое речевое развитие считают нормой.

В 2 года малыш должен знать порядка 200 слов. Его речевые навыки совершенствуются, а проявляется это в следующем:

  • ребенок использует слова-заменители, звукоподражание, которым он пользовался ранее, заменяет правильным произношением;
  • копирует речь взрослых, не понимая значения слов;
  • это возраст «почемучек» - дети активно интересуются, «что это?», «почему так происходит?» и т.д.;
  • часто говорит о себе в третьем лице;
  • может составить предложения минимум из 3 слов;
  • высказывает свои мысли, причем делает это связно;
  • умеет различать антонимы;
  • называет предметы, изображенные на картинке, может составить их описание;
  • знает свое имя и имена близких людей.

Очень важно обращаться к ребенку четко, не сюсюкать и не коверкать слова. Если знакомите малыша с новым словом, обязательно раскрывайте его смысл понятным для крохи языком.

Эмоциональное развитие

С наступлением двухлетнего возраста малыш активно интересуется другими детьми, пытается общаться с ними, вступать с ними в игру, беседу. Многие дети двухлетнего возраста становятся более активными, разговорчивыми и коммуникабельными, начинают уметь вступать в коллективные игры, принимая правила забав. Родители обязаны помогать малышу знакомиться с другими детками, хвалить его за хорошие поступки, учить общаться со сверстниками. Такие действия помогут ребенку быстрее влиться в детский коллектив, ему будет легче контактировать с новыми детками, воспитателями, няней. В этот возрастной период очень важно приучить малыша к распорядку дня.

Итак, правильное эмоциональное развитие двухлетнего ребенка заключается в следующем:

  • малыш эмоционально уравновешен;
  • его настроение хорошее в течение дня или, если его действия увенчались успехом;
  • неудачные попытки сделать что-то вызывают недовольство, отказ повторять действие;
  • требует недозволенное, настаивает на своем, упрямится;
  • на просьбы взрослого отвечает капризами и криками;
  • не признает незнакомцев;
  • плачет, если мама уходит или его кто-то обидел;
  • общаясь с близкими и любимыми людьми искренне радуется, проявляет яркие эмоции.

В двухлетнем возрасте дети часто позволяют себе капризы, если взрослые не хотят делать того, что вздумалось малышам. Если истерика не проходит, следует отвести малыша от раздражителя и отвлечь его интересным занятием, игрушкой. Объект истерии скоро забудется, и веселое настроение вернется.

Когнитивное развитие

Ребенок двух лет должен уметь и знать следующее:

  • понимать речь, сказки для своего возраста;
  • копировать движения животных, любимых игрушек;
  • узнавать предметы на картинках, если они знакомы, называть их;
  • собирать головоломки из 3-4 частей;
  • знать и понимать счет от 1 до 3;
  • показывать свой возраст на пальчиках;
  • различать детей как мальчиков и девочек.

Развитие социально-бытовых навыков

Двухлетний возраст – попытка стать самостоятельным, и не стоит эту попытку подавлять. Помогать малышу нужно тогда, когда он действительно не может справиться с заданием, при этом важно объяснить и показать, как правильно это нужно сделать. В противном случае  уметь быть самостоятельным у ребенка не получится, да и не захочет он делать все сам. А зачем? Ведь у него есть взрослые, которые всегда сделают все вместо него.

В 2 года кроха должен знать и уметь:

  • как держать ложку, кушать аккуратно;
  • умывать лицо и руки;
  • пытаться чистить зубы;
  • надевать варежки, шапку и носки;
  • пытаться надеть колготы, шорты или штаны, кофту, ботинки;
  • контролировать физиологические потребности: просится или сам ходит на горшок.

Игровые навыки

что должен уметь малыш в 2 года

В игре должен знать, какие действия нужно выполнять и в каком порядке. Часто подражает действиям взрослых, например, занимается в игре уборкой, шитьем, приготовлением еды, поездкой на работу и т.д. Из конструктора может соорудить знакомые постройки – мост, дом, стол или забор. Для игры со сверстниками выбирает похожие или идентичные игрушки.

прогулка осенью

Включите вашему ребенку поучительные сказки от Смешариков, они прекрасно подойдут для детей в возрасте от 2-х лет, перейти к аудиосказке.

Читайте своему малышу стихотворения и выполняйте задания. Например, детские стихи про индюка, петуха, курицу, гуся, утку - https://jliza.ru/stixi-pro-domashnih-ptic.html.

Развитие познавательных навыков и мышления

Развитие мышления малыша напрямую зависит от его речи. Именно поэтому с крохой нужно чаще разговаривать, обсуждать и комментировать любые действия, читать книги, отвечать на все без исключения вопросы. Минимальными познавательными навыками двухлетнего крохи являются:

  1. Умение различать предметы по характеристикам: гладкий – шершавый, теплый – холодный.
  2. Умение собирать разноуровневую пирамидку из 6 деталей без помощи взрослых.
  3. Способность различать 8 разных цветовых оттенков.
  4. Умение группировать предметы по характеристикам.
  5. Знание основных геометрических фигур.
  6. Способность к простым танцевальным или гимнастическим движениям.
  7. Умение складывать матрешку.
  8. Способность собирать пазлы из 2-4 деталей.

Двухлетний ребенок часто стремится подражать взрослому и его действиям. Не противьтесь этому энтузиазму, позвольте крохе заняться «взрослым» делом: пусть учится вытирать пыль, мыть посуду, пылесосить, развешивать белье или загружать/доставать его из машинки. Малыш двух лет может знать и уметь гораздо больше, чем мы можем себе представить. Главное - помочь ему познать мир, и поощрять попытки самостоятельности.

Еще раз повторимся, что все вышесказанное – условный набор навыков и умений двухлетнего ребенка. Но он является обязательным, поэтому заниматься с малышом нужно обязательно. Если же вы заметили, что кроха плохо реагирует на речь взрослого, совершенно не делает попыток заговорить, игнорирует просьбы родителей и никак на них не реагирует, не общается и не играет со сверстниками – это повод для беспокойства и внепланового посещения специалиста. Причины могут быть такими:

  • воспаление средней и внутренней зон уха;
  • аутизм;
  • задержка речевого развития;
  • недомогания крохи и прочие медицинские проблемы.

Но ставить диагноз самостоятельно – дело последнее. Посещение специалиста в этом случае обязательно и обсуждению не подлежит. Только врач сможет поставить правильный диагноз и назначить оптимальное решение проблемы.



comments powered by HyperComments