13 нравится голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос
Теги: Развивайка

Лексические загадки для детей с ответами

Особенности развития лексики дошкольника посредством загадок

Проблема развития речи ребенка существовала всегда. Этому моменту в детском воспитании всегда уделяется достаточно много внимания, ведь речь – основа для умения понимать окружающих, общаться с ними. Умение выражать свои мысли словесно – возможность показать себя, как индивидуальность, средство коммуникации и форма самовыражения. Речь помогает регулировать поведение ребенка, при помощи слов малыш познает предметное и природное окружение.

У дошкольников словарный запас должен быть таким, чтобы он смог общаться со сверстниками и взрослыми, мог понимать литературу, телевизионные передачи, успешно обучался в ДОУ. Именно поэтому педагогика рассматривает лексическое развитие ребенка, как одну из важных задач общего его развития.   

Что представляет собой лексика?

Давайте сначала определим что такое лексика, а потом перейдем к загадкам (внизу статьи)

Скачать загадки в PDF

Загадки детские Загадки детские Загадки детские Загадки детские Загадки детскиеЗагадки детские

Понятие лексики определяют, как словарный состав какого-нибудь языка. Этим словарным составом, то есть словарем, пользуется каждый человек. Однако его делят на активный и пассивный: первый вид словаря – это набор слов, которые используются в общении, второй – слова, которые человек знает, но либо не использует их, либо использует крайне редко. Интересно то, что объем активного словаря у человека в разы меньше объема пассивного.

При нормальном развитии ребенка его словарный запас должен быть следующим:

  • 1-1,5 года – 100 слов;
  • 2 года – порядка 400 слов;
  • 3 года – в среднем 1100 слов;
  • 4 года – порядка 1600 слов;
  • 5 лет – порядка 2200 слов.

Из приведенных данных можно увидеть, что словарный запас старших дошкольников развивается гораздо быстрее, нежели у младших дошкольников.

Чтобы лексическое развитие проходило успешней, взрослые обязаны постоянно общаться с ребенком. Однако это общение не должно заканчиваться на уровне «привет-пока», «как дела» и т.п. Родители должны знакомить ребенка с названиями предметов, животных, явлений или действий, задавать вопросы, беседовать с малышом, создавать ситуации, которые помогут обнаружить неправильное употребление слов ребенком. Не стоит пренебрегать походами в зоопарк, театр, цирк или на природу – это отличный материал для расширения лексики малыша.

По степени развития  речи ребенка происходит систематизация и упорядочивание его словаря, постепенно приходит понимание того, как нужно объединять слова по смыслу и семантике. Формирование лексики принято производить по таким направлениям:

  • обогащение словаря, при котором происходит расширение представлений об окружающем и формирование познавательной деятельности (памяти, восприятия, мышления и т.д.);
  • конкретизация значений слов;
  • разбор слова, как структурной речевой единицы языка;
  • образование семантических полей по разным признакам, лексической системности;
  • активизация словаря, развитие умения поиска слов.

Наиболее эффективными считаются занятия на лексическое развитие в форме игры. Таким образом дети запоминают и усваивают новый материал лучше и быстрее, у них развивается слуховое внимание, устанавливается правильное восприятие и воспроизведение речи. На лексических занятиях используют следующие методики:

  • рассматривание и обследование предметов, их сравнение, различение, обобщение;
  • рассматривание картин, обсуждение изображенных сюжетов;
  • чтение художественной литературы, разучивание стихотворений;
  • разгадывание загадок;
  • беседа по игрушкам с описанием их характеристик;
  • дидактические игры и пр.

Сегодня определяют 4 задачи, которые преследует лексическое развитие детей:

  1. Обогащение словаря ребенка новыми словами и их усвоение, понимание.
  2. Закрепление и уточнение словарного запаса.
  3. Активизация словаря.
  4. Устранение из детской речи слов, что не относятся к литературным (диалекты, жаргоны, просторечные слова).

Запомнить новые слова помогают загадки по лексическим темам для дошкольников.

Загадки по лексическому развитию

Загадки – это метафорические выражения, в которых один предмет выражают посредством другого, хоть отдаленно чем-нибудь напоминающего его. Цель загадок – отгадать задуманный предмет, явление, событие и т.д. Загадки активно используются в лексическом развитии детей, ведь малышам нравится их отгадывать, они всегда их внимательно слушают, особенно если текст читается в стихотворной форме. Кроме того, загадки помогают развивать память, умение ассоциировать и сопоставлять предметы, логическое мышление, воображение, обогащают словарный запас детей.

Все загадки условно можно разделить на определенные категории, например, загадки про животных и птиц, овощи и фрукты, растения, профессии, одежду, посуду и т.д. Рассмотрим самые интересные из них.

Загадки про овощи и фрукты

  1. Круглая - не лук,

    Желтая - не масло,

    Сладкая - не сахар,

    С хвостиком - не мышь. (репа)

  2. Кучерявый хохолок

    Над землею невысок.

    Сама на ощупь гладкая,

    А укусишь – сладкая. (морковь)

  3. Красная мышь с зеленым хвостом

    Из норки глядит под зеленым кустом. (редиска)

  4. Что достали из земли,

    Жарили, варили?

    Что в костре мы испекли,

    Кушали, хвалили? (картофель)

  5. Перед тем как его съели,

    Нарыдаться все успели. (лук)

  6. Шкурка бархатистая,

    Светлая, золотистая,

    Он на дереве подрос

    Этот славный… (абрикос)

  7. Словно лампочка она,

    Цвет – как желтая луна.

    Каждый хочет ее скушать

    Вкусную большую… (грушу)

  8. На ветвях висят шары,

    Что синеют от жары. (сливы)

  9. В желтой шкуре,

    Кислый он,

    А зовут его… (лимон).

  10. Этот круглый плод большой

    С яркой красной кожурой.

    В странах Юга он растет,

    Сок рубиновый дает. (гранат)

Семья

  1. Этот шустрый карапузик

    Весело ползет на пузе.

    Он – любимый мой мальчишка,

    Это младший мой… (братишка)

  2. Вся тяжелая работа

    Полностью его забота.

    С молотком, пилой, лопатой

    Чинит, трудится наш… (папа)

  3. Нет милей ее на свете,

    Ее очень любят дети.

    И скажу я всем вам прямо:

    - Всех милей родная… (мама)

  4. Угощает нас вареньем,

    Стол готовит с угощеньем,

    Кексы, торт, оладушки,

    Кто готовит?... (бабушка)

  5. Дедуля и бабуля

    Были молодыми.

    Но теперь состарились

    И стали… (пожилыми)

Загадки про птиц, насекомых и животных

  1. Поутру я всех бужу,

    Но часов не завожу. (петух)

  2. Скворечник на дереве – наш милый дом,

    Дружно и хром в нем песни поем. (скворцы)

  3. Небольшой такой на вид,

    но противно он звенит,

    он летает вновь и вновь,

    чтоб отведать нашу кровь. (комар)

  4. Он работник настоящий,

    Он безумно работящий.

    Под ольхой в лесу густом

    Из листочков строит дом. (муравей)

  5. На цветочек у ворот

    Приземлился вертолет.

    Не пчела, и не коза.

    Кто же это? (стрекоза)

  6. Ночью летает – мышей добывает.

    Когда станет светло – летит спать в дупло. (сова)

  7. Ой, какой огромный рот!

    А зовусь я… (бегемот)

  8. Кто по веткам бойко скачет

    И взмывает на дубы?

    В дереве орехи прячет,

    Сушит осенью грибы? (белка)

  9. Ежик вырос в 10 раз,

    И теперь он… (дикобраз)

  10. Зверь странный, горбатый,

    Но нравлюсь ребятам. (верблюд)

Транспорт

  1. Домик улицей идет,

    По делам нас всех везет. (автобус)

  2. Просто сказочный вагон!

    Размышляйте сами:

    Рельсы в воздухе, а он

    Держит их руками. (троллейбус)

  3. Ест бензин, как молоко,

    Может ехать далеко,

    Возит груз, зверей, людей.

    Мы давно знакомы с ней. (машина)

  4. Родилась без крыльев птица,

    Ей нельзя не удивиться:

    Лишь распустит она хвост –

    Вмиг взлетит она до звезд. (ракета)

  5. Дивный конь не ест овес.

    Вместо ног – пара колес.

    Оседлай и мчись на нем,

    Лишь умело правь рулем. (велосипед)

Профессии

  1. Снова прозвенел звонок,

    Время начинать урок.

    Знают дети и родитель –

    Проведет урок… (учитель)

  2. Он пропишет витамины

    И излечит от ангины.

    Если заболел – не плачь,

    Как лечить, подскажет… (врач)

  3. На витрине есть продукты:

    Молоко, печенье, фрукты,

    Помидоры, огурец

    Нам предложит… (продавец)

  4. Гвозди, топоры, пила,

    Стружек целая гора.

    Тяжко трудится работник –

    Мастерит нам стулья… (плотник)

  5. Учит вежливости нас,

    Веселит, прочтет рассказ.

    Не родитель, не писатель.

    Это наша… (воспитатель)

Все обо всем

  1. Осенью я родился дождливой

    Под стволом тонкой осины.

    Красивый, круглый, молодой,

    С толстой ножкой, но прямой. (гриб).

  2. В поле лестница лежит,

    По ней дом большой бежит. (Поезд и рельсы)

  3. Кто к нам вылез из скорлупки

    В желтой, мягкой, пышной шубке? (цыпленок)

  4. Нет хвоста и головы, но имеет 4 ноги. (стол)

  5. Шел я полем по тропинке

    Узрел солнце на травинке.

    Только ведь не горячи

    Солнышка того лучи. (ромашка)

  6. Рыжая плутовка

    Так быстра и ловка.

    Очень любит есть кролей,

    Кто она? Ответь скорей! (лисичка)

  7. Утром раньше всех встает,

    Звонко песню он поет.

    Есть сережки, гребешок,

    Нашим курицам – дружок! (Петушок)

  8. Кто нам  дарит сок томатный?

    Кто вкуснейший, ароматный?

    Солнце любит тот сеньор –

    Спелый красный… (помидор)

  9. Покружились звездочки

    В воздухе немножко,

    Сели и растаяли

    На детской ладошке. (снежинки)

  10. Над полем парашютики

    Качаются на прутиках. (одуванчики).

Найти интересные загадки по лексическим темам можно в специальных литературных пособиях или на страницах интернета. Очень важно правильно подбирать подобные произведения, учитывая возраст ребенка, его развитие, возможность мыслить логически. Для детей младшего дошкольного возраста целесообразно использовать стихотворные загадки. Детки постарше прекрасно справятся с нерифмованными головоломками. В любом случае, чтобы малышам было интересно, стоит обыгрывать загадки с помощью наглядности, игрушек и действий.    



Комментарии ()