Правописание числительных для детей

Автор: Яковлева Анна

Сегодня мы рассмотрим тему правописание числительных от одного до двадцати. В стандартных школах урок русского языка начинается с того, что дети открывают тетрадки и пишут какое сегодня число прописью. К сожалению, есть школы исключения, где на уроке русского языка числительные пишут цифрами, как на уроке математики: 12, 16, 20. Возможно, так делается в целях сокращения времени на писание в тетрадке, ведь дети пишут медленно и больше времени остаётся на объяснение темы урока, но это совершенно неправильно! Так не должно быть.

В некоторых школах число пишут прописью в тетрадке, после выполнения домашнего задания.

Данная информация для родителей, у которых дети учатся в 1 или 2 классе. 

Итак, как правильно объяснить ребёнку правописание числительных?

Для того, чтобы ребёнок понял, как правильно писать числительные, берём белый картон и фломастеры. Будем писать 2-а столбика, слевой стороны числа от одного до десяти, во втором столбике от одиннадцати до двадцати.

Берём фломастер голубого цвета (он напоминает синюю ручку, которой обычно пишут школьники) и ещё один фломастер, например, зелёного цвета. Пишем число «1», ставим тире и пишем «оди», а букву «н» выделяем другим цветом - зелёным. Рядом пишем «11», ставим тире и пишем «оди», а дальше две буквы «н» зелёным цветом. Окончание числительного «дцать» подчёркиваем карандашом.

Далее пишем цифру «2» таким же образом и все числительные до 20-ти, выделяя в них те буквы, где школьник может допустить ошибки. Цвета фломастеров меняем.

Правописание числительных

Что следует выделить, чтобы запомнить?

С 5-10 у нас везде будет мягкий знак в конце числительного, заканчиваются на «ть» или «мь». С 15-19 мягкий знак в середине слова отсутствует. В числительном 11, повторяется дважды буква «н» - это необходимо запомнить. Все числительные с 11 – 20 заканчиваются на «дцать».

Все числительные читает вначале родитель (или репетитор), выделяя все буквы, медленно проговаривая, а затем ребёнок. Слевой стороны на правую и проговаривает какие буквы пишем в числительном, например, пять мы пишем через букву «я», но в числительном пятнадцать не ставим мягкий знак в середине слова, на конце пишем «дцать».

Данный картон вешаем в месте, где чаще всего бывает ребёнок: на кухне или в комнате ребёнка.

Через неделю убираем картон-подсказку и устраиваем проверочную работу. Диктуем числительные, а ребёнок должен написать в тетрадь правильно. Делаем проверочную работу. Если есть ошибки, исправляем и выделяем их, как в школе, перечёркиваем букву, а сверху пишем нужную букву. Далее малыш пишет «работа над ошибками» и выписывает слова в которых сделал ошибки, но пишет их правильно.

В дополнении можно сделать длинные прямоугольные карточки (с другим окончанием) и выставлять по календарным датам. Если 4-ое число, то ставим карточку с цифрой 4-е (ноября). 

Целый день ребёнок будет смотреть только на эти цифры: 4 и 14. Спустя время устраиваем ещё раз проверочный диктант. Можно добавлять животных, например, одиннадцать ворон, двенадцать кур и т.д. не нагружая дополнительными словами.

Если ваш малыш обучается ещё и иностранному языку параллельно можно в это время учить и цифры на другом языке. Делаем карточки с иностранным названием прописью, а ниже русское название прописью.

На улице можно кормить птиц хлебом и считать, сколько птиц есть хлеб и проговаривать буквы, задавая вопрос малышу: Сколько птиц прилетело? Одиннадцать? А как мы пишем числительное, с одной или с двумя буквами «н»?

Из своей практики

Объясняла числительные ученику 2 класса обычной школы, в которой дату пишут цифрами. Вначале написала на листе А4 ручкой, объяснила и диктовала ему. Из-за того, что все было сплошным голубым текстом (а маленькие дети визуалы, им нужно красиво и понятно преподносить материал), малыш везде делал ошибки, а в конце писал не «дцать», а «цать», как слышал. Дома было задание, выписать слова с ошибками. Он выписал слова и с теме же ошибками.

Потом я стала думать, как сделать так, чтобы малыш понял материал? Усвоил его? Пришла идея сделать данную картонку. Надеюсь, мой творческий подход к делу поможет другим родителям и репетиторам, т.к даже опытный репетитор не всегда может донести информацию, потому что все дети разные и к каждому нужен подход. 

Оформляйте подписку на наш канал, вступайте в группы, а также мы есть и Instagram. 

С нами родители становятся мудрее и знают ответы на многие вопросы!



comments powered by HyperComments