5 нравится голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос

Задачи, цели и методы музыкального воспитания

Современный мир музыки представлен разными стилями и направлениями, причем не всегда они являются высокохудожественными: все чаще слушатель отдает предпочтение простым незамысловатым композициям с бессмысленным набором фраз. Низкосортные музыкальные произведения приводят к деградации культуры, большинство из них являются аморальными, пошлыми. Именно поэтому так важно формировать у детей высокие духовные потребности, воспитывать разносторонние художественные способности. А для этого необходимо обучать ребенка правильной музыке, к которой относятся народные произведения и классические композиции, т.е. высокохудожественные образцы музыки.

 Задачи, цели и методы музыкального воспитания

Как музыка влияет на ребенка?

Музыкальное воспитание – основа нравственного развития. От качества музыкального и нравственного воспитания зависит, насколько высока будет культура вашего ребенка в будущем. Кроме того, «правильная» музыка:

  • формирует эмоциональную сферу человека;
  • совершенствует мыслительную систему ребенка;
  • воспитывает чувственность и чуткость к красивому, дает понимание, что такое искусство, позволяет наслаждаться им.

Музыкальное развитие очень важно для дошкольника. Если в процессе обучения будет правильно развито музыкально-эстетическое сознание, в будущем ребенок будет иметь богатый духовный мир, его творческому потенциалу не будет предела. Ведь человек, которому показали мир во всех его красках, воспринимает окружающее совершенно иначе, он видит его многостороннее, полнее. Он живет в радость, получая удовольствие от мелочей. Приобщая ребенка к прекрасному миру музыки, мы воздействуем не только на его духовный мир, но и на общее его развитие.

В чем заключаются цели и задачи музыкального развития?

Основными целями музыкального воспитания являются:

  1. Всестороннее, а главное гармоничное развитие ребенка.
  2. Формирование умения внимательно слушать, воспринимать и отчетливо понимать музыкальные произведения.
  3. Воспитание эмоционального и чувственного восприятия музыки.
  4. Эстетическое воспитание.

Что касается задач, которые ставятся перед музыкальным воспитанием дошкольников, стоит отметить следующие:

  • формирование общих знаний о музыке;
  • воспитание интереса и любви к музыке;
  • обогащение впечатлений ребенка посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями;
  • приобщение к разным видам музыкальной деятельности (танцы, пение, ритмика, нотная грамота, игра на инструментах);
  • развитие общей музыкальности ребенка и совершенствование его исходных музыкальных данных;
  • развитие музыкального вкуса, воображения, творческой активности ребенка.

Успешность решения поставленных музыкальных задач зависит от того, какие приемы и методы воспитания были выбраны, какие виды и формы деятельности задействовались, какой репертуар был подобран.

Методы и приемы музыкального воспитания

Под методами музыкального воспитания понимают действия педагога, которые направлены на общее музыкальное и эстетическое развитие ребенка. Основываются они на взаимодействии педагога и ученика, хотя ведущая роль отводится именно взрослому. Каждый из методов направлен на воспитание в ребенке эстетической музыкальной чувственности, его эмоциональной отзывчивости, оценочного отношения, выразительности в исполнении композиций. Главными методами музыкального воспитания являются убеждение и регулярное упражнение в разнообразных видах музыкальной деятельности. Такая система помогает эффективному музыкальному развитию дошкольника. Однако педагогом могут быть выбраны и другие методы, которые зависят от конкретных целей музыкального воспитания.

Как и в других видах деятельности, в обучении музыке используют наглядный, словесный и практический методы.

Наглядный Словесный Практический
При помощи ярких и красочных образов можно рассказать ребенку об окружающем мире, о чувствах людей, действиях животных. Наглядность может быть слуховой (прослушивание музыки), тактильной (ощущение волновых колебаний звучания музыки телом) и зрительной, которую следует сочетать со слуховой (певческие приемы, движения в танце, играх; портреты композиторов, изображения инструментов, видеофильмы к музыкальному произведению). Обращен к сознанию ребенка, является универсальным. Благодаря слову педагога дошкольник лучше понимает музыку, он становится творчески активным, заинтересованным, развивается его активный словарь, воображение. К словесному методу относят такие приемы, как объяснение (используется перед ознакомлением ребенка с новой мелодией, игрой, танцем и т.д.), пояснение (например, правил игры или движений танца, певческих техник), указания (уточняют выполнение различных действий), поэтическое слово (помогает глубже понять музыкальное произведение перед его прослушиванием), беседа (проводится после прослушивания композиции для уточнения и объяснения деталей мелодии, полученных ощущений), вопросы (уточняется характер композиции, ее форма, содержание и т.п.), замечания (используются, если ребенок отвлекся от поставленного вопроса; замечания должны быть корректными, но строгими). Под практическим методом понимают конкретную деятельность ребенка, направленную на обучение музыкальным способностям посредством упражнений. Практика – это закрепление теоретических знаний. Среди практических приемов – пение, игра на музыкальных инструментах, разучивание танцевальных движений, ритма, нот.

Методы и приемы музыкальной деятельности должны определяться:

  1. Источниками получаемых знаний.
  2. Видами и учебными задачами художественной деятельности.
  3. Типами и этапами занятий.
  4. Задачами формирования творческих и художественных способностей.
  5. Возрастными особенностями детей.
  6. Индивидуальным подходом в обучении.

Каждый из основных методов состоит из определенного комплекса приемов, которые не только отвечают специфике этого метода, но и детализируют его, уточняют и конкретизируют. Сочетая различные методы и приемы в музыкальном воспитании, педагог может организовывать максимально интересные и эффективные занятия. Главное уметь творчески подходить к построению занятий, что поможет ребенку понять и усвоить музыкальное искусство в разы быстрее.



Комментарии ()