4 нравится голосование
закрыто
спасибо
за ваш голос

Что делать, если ребенок категорически не хочет ходить в музыкальную школу?

Нередки случаи, когда ребенок отказывается ходить в музыкальную школу, хотя ранее с большим удовольствием посещал занятия и с упоением тренировался дома. Причем эти отказы часто проявляются плачем, скандалом, истериками. В чем причины резкого нежелания ходить в музыкальную школу? Нужно ли вообще ребенку заниматься музыкой? Стоит ли заставлять свое чадо посещать занятия, даже если он категорически против? Постараемся ответить на эти и многие другие вопросы максимально подробно.

Ребенок не хочет ходить в музыкальную школу

Если ребенок не хочет посещать ДМШ: действия родителей

Каждый родитель, отправляя ребенка на обучение в музыкалку, ставит перед собой определенную цель:

  • необходимость ребенка занять каким-нибудь хобби;
  • потому что в семье или в кругу принято отдавать детей в ДМШ;
  • «за компанию» с друзьями;
  • потому что заниматься музыкой – детская мечта кого-нибудь из родителей;
  • для использования музыкального инструмента, который простаивает дома без дела;
  • желание сделать ребенка знаменитым;
  • назло постоянно шумящим соседям;
  • потому что городская ДМШ – лучшая в области;
  • обучение в музыкалке – сиюминутное желание ребенка.

И только единицы уверены, что музыка способствует интеллектуальному, физическому, эмоциональному и психологическому развитию ребенка, она воспитывает и развивает, а потому полезна для детей. Однако дети эту полезность не понимают в силу своей неопытности. Поэтому возникает конфликт интересов: родитель заставляет, ребенок противится. Именно поэтому заставить ребенка посещать ДМШ не получится. Лучшее решение – заинтересовать будущего музыканта, стимулировать его желание, создать такие условия, чтобы он «сам захотел» окунуться в мир музыки. Для этого родителям рекомендуется руководствоваться следующим алгоритмом действий:

  1. Беседа с ребенком. Обязательно выслушайте своего малыша, постарайтесь сохранять доверительные отношения. Разговор должен проходить в теплой, дружеской атмосфере, в спокойном тоне, без криков и истерик. Такая беседа позволит понять друг друга, услышать желания ребенка. Ведь он – тоже личность, со своими предпочтениями и особенностями. И с ними нужно считаться. Очень часто ребенку нужно всего лишь понимание того, что его слышат, понимают и поддерживают.
  2. Разговор с преподавателем. Беседовать с учителем рекомендуется только после душевного разговора с виновником конфликта. Разговор с преподавателем должен происходить без ребенка. Следует подробно обозначить ему возникшую проблему. Как правило, опытный педагог предложит несколько вариантов ее решения, укажет на причины такого поведения ученика. Однако бывают случаи, что именно преподаватель виновен в отказе ребенка посещать ДМШ. В этом случае либо меняйте преподавателя, либо чаще наведывайтесь в школу, посещайте уроки, беседуйте с учителем, интересуйтесь успехами своего ребенка, поздравляйте педагога с праздниками.
  3. Найти компромисс. Постарайтесь найти решение, которое будет устраивать и вас, и ребенка. Проанализируйте ситуацию: возможно, достаточно просто снизить нагрузку на ребенка или дать ему немного отдохнуть от занятий музыкой. Сводите ребенка на концерт классической музыки, свозите на природу, позвольте ему обдумать свои действия в одиночестве. А может причина нежелания кроется гораздо глубже?

Причины отказа от музыкальных занятий и их решение

В беседе с ребенком важно понять, почему он решил отказаться от музыкальных занятий. И, кстати говоря, причин такой негативной реакции может быть много. Но каждую из них решить можно и даже нужно. Как? Узнаем из таблицы.

Причина Суть причины Способы решения
Упрощение музыки Слушая музыку в «концертном», готовом виде, у каждого, а особенно у детей, складывается впечатление, что играть на музыкальных инструментах очень просто, ведь игра музыкантов выглядит превосходно, кажется, что простым движением руки они извлекают из инструментов прекрасные звуки, не очень стараясь при этом. На самом же деле дела обстоят совсем иначе. Чтобы научиться играть, нужно многие часы просидеть за инструментом. Это сложная и длительная работа, требующая усидчивости, старательности, терпения и высокой работоспособности. К сожалению, дети этого не понимают, из-за чего и происходит разочарование. Родители должны найти такие занятия, которые помогут ребенку отвлечься, хорошенько отдохнуть, воспрянуть духом. Очень важно выстроить занятия, учитывая их специфику и сложность.
Усложнение музыки Часто педагоги и родители говорят ребенку, что музыка – это сложно. При постоянном повторе этой фразы у ребенка вырабатывается негативная психологическая реакция и стресс, которые провоцируют утомляемость, снижение работоспособности, мышечные зажимы, ухудшение когнитивных функций и даже физического здоровья. У ребенка снижается самооценка, развивается неспособность к самореализации. Всегда подбадривайте ребенка, говорите, что у него все прекрасно получается, что с каждым занятием его игра становится лучше, мелодичней. Не отождествляйте слово «сложно» с игрой на музыкальных инструментах. Замените его словами «интересно» и «увлекательно».
Усталость От рутинной работы устают даже взрослые, что уж говорить о детях. Регулярные занятия музыкой с постоянной нагрузкой и обязательным оцениванием успешности вызывают стресс у детей, поэтому совершенно оправданно, что в определенный момент ребенок начинает противиться этому состоянию.  Позволяйте ребенку в свободное время гулять с друзьями, посещайте зоопарки и театры, ходите в кино, отправляйтесь на прогулку в лес или к реке, включайте в режим дня подвижные игры, физические упражнения, катание на велосипедах или роликах. Не запрещайте ребенку заниматься любимым делом: читать, вышивать, вязать, рисовать, конструировать и т.д. При правильной коррекции режима все детские «не хочу» обратимы.
Переоценка музыкальной одаренности Следует помнить, что каждый ребенок одаренный, но по-разному и в разных областях. Если ваше чадо к музыке не проявляет особый интерес, но при этом очень красиво рисует и танцует, отдавать его в музыкальную школу, игнорируя явные таланты, бессмысленно и неразумно. Детям при отсутствии явных музыкальных данных очень сложно их развивать.   Прежде чем отдать ребенка в ДМШ, покажите его специалисту – музыканту, музыкальному педагогу или исполнителю. Профессионал проверит, есть ли у ребенка необходимые способности. И если есть, смело поступайте в музыкалку. Но при условии, что ребенок действительно этого хочет.
Переоценка физических возможностей Музыкальные, как и другие занятия, - это дополнительные часы к основному обучению. Это значит, что на плечи ребенка ложится дополнительная нагрузка, причем как физическая, так и психологическая, интеллектуальная. В силу своего возраста дети очень быстро устают, поэтому желание играть на музыкальных инструментах быстро улетучивается не из-за лени, как привыкли считать родители, а из-за усталости. Позволяйте ребенку отдыхать после занятий. Выбирая кружок и музыкальный инструмент, обязательно учитывайте состояние здоровья своего чада, а также его физические возможности.
Отсутствие режима дня Отказ от музыкальных занятий может спровоцировать неправильный распорядок дня. Причем в равной степени, как игнорирование выполнения ребенком своих обязанностей (уроки, посещение занятий и т.д.), так и постоянная занятость без игр, отдыха, общения с друзьями. Сформируйте правильный распорядок дня вашего ребенка. Помните, что между каждым занятием должно оставаться время для отдыха. Это правило касается даже времени, отведенного на выполнение домашних заданий. Час перед сном ребенок должен посвящать только себе и занятиям, которые интересны для него. Неизменными должны оставаться перерывы на прием пищи, время для ночного отдыха и занятия в общеобразовательной школе. Все остальные часы можно корректировать и подстраивать так, как удобно. Помните, что график вашего ребенка должен быть гибким, но не расхлябанным. Это позволит сохранить эмоциональное и физическое здоровье вашего ребенка, а также поспособствует качественному обучению не только в общеобразовательной, но и в музыкальной школе.  
Плохая организация домашних заданий Часто дети откладывают выполнение домашних заданий на потом. Следствие таких действий – невыполненное задание, чувство вины, обещание в следующий раз все сделать вовремя, повтор ситуации, потеря интереса к музыке из-за желания избавиться от бесконечного ощущения вины. Предложите ребенку разделить домашнее задание на части, простые и небольшие. Выполнять их нужно регулярно – это обязательное условие. Каждое задание нужно разбить на 3-4 части. Ежедневную порцию нужно тоже разбить на небольшие части и выполнять их в течение дня в специально отведенные промежутки времени для занятий. Важно, чтобы материал изучался с полной сосредоточенностью и вниманием. Ежедневно, но дозированно, отрабатывайте все произведения, которые были заданы в школе. Время перед уроком оставьте на закрепление и повторение выученного материала. Таким образом у ребенка будет повышаться самооценка, поскольку к уроку он будет успевать выполнять и даже перевыполнять программу.
Муштра без вознаграждения Приказы-назидания, в виде «садись за инструмент, лентяй!», «неумеха, тебе медведь на ухо наступил, что ли?», «у тебя пальцы кривые, как у курицы» и т.д. как нельзя лучше отбивают у детей охоту заниматься музыкой. Безусловно, родители должны проявлять настойчивость, но оскорблять ребенка нельзя.   Положительная мотивация – лучший способ «заманить» ребенка к инструменту. Пробудить желание заниматься в ДМШ можно тремя способами:
  1. Рассказать о блестящих перспективах. Однако этот способ не дальновидный и малоэффективный, поскольку после каждой порции перспектив ребенок получает очередную порцию домашнего задания.
  2. Поощряйте его труды. За каждый успех и даже поражение ребенка нужно хвалить, подбадривать, поддерживать. После каждого выступления (неважно, успешное оно или нет), поздравьте своего труженика цветами или игрушкой, которую он так давно хотел, сводите в кафе или зоопарк, пригласите в гости друзей на сладкий стол. Ни в коем случае не заостряйте внимание на его ошибках и тем более не ругайте ребенка за них. Дайте ему понять, что вы любите его за все, и даже за маленькие неточности в игре.
  3. Превратите рутинные занятия в игру. Например, скажите, что вчера этот этюд ребенок сыграл за 3 минуты. А сегодня предложите сделать это быстрее на 10 секунд. Детям нравятся соревновательные моменты, даже если это соревнование с самим собой. Такие занятия будут интереснее и эффективнее.
Нездоровая конкуренция Потерять интерес к музыке ребенок может из-за банального сравнивания его способностей с другими учениками. Причем негативное влияние оказывают и родительское «Ты лучше всех», и дружеское «Ты хуже». В первом случае ребенок привыкает быть всегда первым, и если случается поражение, он не может смириться с таким положением вещей. Во втором случае у ребенка исчезает вера в себя, поскольку нет людей, которые поддерживают его талант, по достоинству оценивают его старания. Разговаривая с ребенком на темы обучения и концертных выступлений, всегда будьте объективны в оценке его успехов, но в первую очередь отмечайте достоинства исполнения, лишь косвенно касаясь недостатков. Не допускайте заявлений, которые хоть как то могут понизить самооценку ребенка или пошатнуть его веру в себя. 
Конфликт со сверстниками Как правило, дети отторгают других детей не из-за внешней непохожести или неразделенных увлечений. Они чувствуют их высокомерие, пренебрежительность к ним, возникающее, как следствие особенностей воспитания в семье. Часто травле со стороны сверстников подвергаются закомплексованные, скованные, боязливые и робкие дети. Открытые, уверенные в себе, общительные и дружелюбные ученики, напротив, нападкам со стороны одноклассников подвергаются редко. Помогите ребенку адаптироваться в среде одноклассников, научите общаться свободно со всеми учениками. Старайтесь обеспечить спокойную, дружелюбную, комфортную и позитивную атмосферу дома, прививайте уважительное отношение к людям. Если у ребенка возникли проблемы с одноклассниками, не игнорируйте их – помогите разобраться в ситуации мудро, по-взрослому.
Конфликт с педагогом Конфликт может быть профессиональным или личным. Первый заключается в проявлении недовольства учеником в плане процесса обучения, например, если педагог предлагает ученику программу с заниженным/завышенным уровнем знаний. Личное неприятие заключается в систематическом взаимонепонимании между педагогом и учеником. Внимательно и очень тщательно выбирайте музыкального руководителя для своего ребенка, чаще общайтесь с педагогом, разговаривайте с ребенком, интересуйтесь его успехами и отношениями с учителем. Так вы сможете вовремя распознать проблему и решить ее, не доводя конфликт до катастрофы.
Другое призвание Ребенок может показывать неплохие успехи и в других видах деятельности: рисовании, танцах, спорте, математике. Следует прислушиваться к его желаниям, присматриваться к другим способностям и развивать их. В любом случае не стоит отменять занятия музыкой, поскольку благодаря им ребенок развивает музыкальный вкус и слух, овладевает навыками игры на музыкальных инструментах, обретает вокальные навыки, тренирует интеллект. Все это благотворно влияет на будущее ребенка.

Рекомендации родителям

Итак, ребенок не хочет ходить в музыкальную школу по непонятной для вас причине. Что вы можете предпринять?

  1. Проанализируйте ситуацию. Спокойно, без эмоций, криков, истерик. Поговорите с ребенком, обсудите суть его «не хочу». Возможно, это решение ребенка сиюминутное и несерьезное, тогда дайте ему отдохнуть, успокоиться, поменяйте нагрузку и режим дня. Если же решение обдуманное, пойдите ребенку навстречу.   
  2. Поищите ошибки в собственном поведении, реакциях ребенка, подходе к обучению.
  3. Постарайтесь заинтересовать ребенка, мотивировать его, но принуждать заниматься дальше не стоит.
  4. Проанализируйте все 12 причин, описанных в таблице.
  5. Если все же отказ от занятий музыкой неизбежен, удостоверьтесь, что вы готовы уступить ребенку в его решении, поддержать его. Ведь бывают случаи, что дети, повзрослев, обижаются на родителей за то, что те в свое время не настояли на своем и не переубедили их продолжить заниматься музыкой.

Любую проблему можно решить. Главное быть терпеливым, мудрым и находчивым. Ведь дети не научены думать о будущем, они живут здесь и сейчас, а что будет потом, их не сильно интересует. И здесь важно вовремя прийти на помощь, поддержать в трудную минуту, найти правильные слова, убедить в необходимости обучаться музыке. И тогда ребенок научится получать радость от своих трудов, а поддержка родных поможет преодолеть кризисы в обучении.



Комментарии ()