Развитие музыкальных способностей детей

Ребенок с самого рождения способен воспринимать музыку и эмоционально реагировать на нее. Вы видели, как расплывается в радостной улыбке лицо малыша, когда он слышит мамину колыбельную? Или как едва научившийся ходить кроха неуклюже притопывает в такт энергичной песне? Такая живая ответная реакция становится важнейшей предпосылкой для формирования детской музыкальности.

Музыкальное воспитание в семье

Огромную роль в раскрытии музыкальных способностей ребенка играет семья. Родители сами должны начать обучение: не стоит ждать, когда дети достигнут возраста 4–5 лет, чтобы отправить их в музыкальную школу к опытным педагогам. Ведь наиболее продуктивный возраст для занятий музыкой – младенческий (от 0 до 2 лет) и дошкольный (до 8 лет).

Чтобы музыкальное развитие происходило гармонично, родители должны учитывать особенности детей дошкольного возраста:

  1. Дети учатся, подражая взрослым. Вот почему первым учителем музыки становится мама. Она напевает малышу детские песенки и колыбельные, наигрывает ему мелодии. Кроха, видя это, принимается ей подражать. Так формируются основы музыкальности.
  2. Обучение в этом возрасте – приятная игра, а не обязанность. Нельзя заставлять детей часами сидеть за фортепиано или петь песни: они не должны чувствовать принуждения. Продуктивное развитие музыкальных способностей возможно только тогда, когда малыш весел, доволен и готов учиться.
  3. Обучение ведется на основе интуитивного восприятия, а не технического мастерства. Не стоит дошкольника обучать сольфеджио, игре по нотам или заниматься правильной постановкой рук. На этом этапе достаточно, чтобы он увлеченно воспроизводил услышанные звуки. Так развивается самое важное качество музыканта – музыкальная память.

Методы и приемы музыкального развития детей разного возраста

Внутриутробный период

Экспериментально доказано, что еще не родившиеся дети способны воспринимать музыку. Поэтому малыши, чьи матери во время беременности слушали спокойные классические мелодии, вырастают более музыкальными, чем их сверстники.

Музыкальное воспитание

Но не стоит доходить до фанатизма: не надевайте наушники на живот, не включайте песню слишком громко и не заставляйте себя слушать неприятные для вас произведения. Малыш откликается не столько на мелодию, сколько на эмоциональное состояние матери, поэтому важно, чтобы музыка вызывала у беременной женщины только положительные чувства.

1–12 месяцев

В этот период ребенок учится осознанно и эмоционально реагировать на услышанное, по-разному воспринимать музыкальные произведения.

Рекомендации родителям:

  • негромко включайте музыку, когда малыш бодрствует, сопровождайте ею гимнастику, массаж, купание, детские игры;
  • подбирайте музыку под настроение ребенка: если он весел и бодр – включите энергичную композицию, если он задумчив – протяжную и лиричную;
  • берите младенца на руки и кружитесь под музыку по комнате: такие «танцы» радуют кроху и учат его воспринимать ритм.

Старайтесь включать разнообразные мелодии, чтобы малыш учился по-разному реагировать на ту или иную композицию и осознанно воспринимал услышанное.

1–3 года

Этот возраст наиболее благоприятен для знакомства ребенка с характеристиками звука: длительностью, силой и высотой.

Музыкальное воспитание

Рекомендации родителям:

  • поочередно извлекая из музыкального инструмента высокие и низкие звуки, просите детей сравнивать их со звуками животных (например, спросите, какой звук больше похож на рык медведя, а какой – на пение синицы);
  • научите ребенка подражать звукам животных: попросите его пожужжать, как комарик, или помычать, как корова;
  • познакомьте малыша с длительностью звука: пусть он считает вслух или рисует карандашом линию, пока длится нота;
  • научите ребенка различать звуки разной силы: предложите ему хлопать всякий раз, когда он слышит громкий сильный звук во время вашей игры;
  • учите малыша пению: пойте вместе с ним песенки с большим количество повторяющихся слов («Гуси-гуси – га-га-га», «Антошка»).

Во время пения хлопайте в ладоши или топайте, задавая ритм. Ребенок будет повторять за вами действия и слова, постепенно осваивая музыкальное произведение.

3–5 лет

Теперь пришло время для развития слуха и чувства ритма.

Музыкальное воспитание

Рекомендации родителям:

  • попросите ребенка ходить или бегать под музыку, научите его водить хоровод;
  • научите малыша хлопать или топать в такт музыке, сопровождать любимую песню ритмичными звуками бубна, ложек или колокольчиков;
  • помогите ребенку освоить простейшие танцевальные движения и потанцуйте с ним под бодрую мелодию;
  • играйте в музыкальные игры.

Ребенок должен уметь выявлять музыкальные образы. Предложите малышу закрыть глаза, включите спокойную мелодию без слов, а после прослушивания спросите, какие картины он представлял себе. Можно упростить работу: дайте ребенку нарисовать увиденный образ или соотнести готовые картинки с настроением музыкального произведения.

5–8 лет

В это время следует перейти к развитию творческих способностей малыша. Усадите его перед фортепиано или ксилофоном, наиграйте несложную мелодию и попросите его продолжить произведение. После упражнения обсудите результаты.

Музыкальное воспитание

Играйте в «ансамбль». Воспроизведите известную детскую песенку на фортепиано и попросите малыша подыграть вам на бубне или барабане.

Музыкальные игры

  1. «Угадай, что звучит». Возьмите несколько предметов – кастрюлю, стеклянный стакан, тарелку – и постучите по каждому из них кончиком карандаша. Пусть ребенок попытается запомнить звук. Затем попросите его отвернуться и постучите снова. Малыш должен отгадать, какому предмету принадлежит звук. Если он затрудняется, дайте ему карандаш: пусть он стучит по тарелкам и стаканам до тех пор, пока не услышит знакомое звучание.
  2. «Музыкальные бутылки». Возьмите несколько стеклянных бутылок и наполните их разным количеством воды. Дайте ребенку металлическую вилку и попросите постучать по каждой бутылке. Предложите ему расставить емкости в ряд: первой в ряду станет бутылка с самым высоким звуком, последней – с самым низким.
  3. «Угадай мелодию». Усадите ребенка перед собой и прохлопайте ему припев знакомой детской песенки. Задача ребенка – угадать песню. Если он пока не может этого сделать, сопровождайте хлопки звуками: «ля-ля-ля» или «пам-пам-пам».

В результате от доступного всем восприятия мелодии малыш должен перейти сначала к репродуктивной деятельности (исполнительству), а затем и к творческой работе – созданию собственных музыкальных произведений.



comments powered by HyperComments